waggy.ru

Опубликовано: 26.04.2023

Автор: Ольга Светлова

Битлз

Битлз

Появлению «БИТЛЗ» предшествовало несколько событий, существенно повлиявших на популярную музыку. В середине 50-х г. Великобританию охватило увлечение рок-н-роллом. Вскоре мировую известность приобрёл Элвис Пресли, благодаря которому рок-н-ролл получил массовую аудиторию. В те же годы возникло британское музыкальное явление — скиффл. Впервые популярная музыка перестала быть привилегией профессиональных исполнителей — скиффл мог играть кто угодно. Поэтому у тысяч молодых людей появилось желание испытать свои силы на музыкальном поприще.

Новые музыкальные веяния не обошли стороной и Ливерпуль — портовый город на западном побережье Великобритании. Одним из многочисленных коллективов, возникших здесь на волне увлечения рок-н-роллом и скиффлом. была группа «Куорримен» (Quarry- men — «Люди из ,,Куорри“»)- Её создали ученики местной школы «Куорри Бэнк» (Quarry Bank School). Вокалистом, гитаристом и руководителем группы стал Джон Леннон (полное имя и фамилия Джон Уинстон Леннон, John Winston Lennon, 1940—1980). «Куорримен» играли скиффл, рок-н-ролл, выступали на днях рождения, свадьбах и вечеринках.

В июле 1957 г. на празднике, организованном местной церковью, Джон познакомился с Полом Маккартни (полное имя и фамилия Джеймс Пол Маккартни, James Paul МсСаппеу, родился в 1942 г.). Пол произвёл на Джона впечатление тем, что исполнил несколько новых американских рок-н-роллов.

В свою очередь. Пол оценил, что у Джона есть собственная группа. Вскоре Маккартни присоединился к «Куорримен». В сентябре 1957 г. Джон поступил в художественную школу в Ливерпуле, но всё свободное время посвящал музыке. Вместе с Полом они репетировали чужие песни для пополнения репертуара группы, а также начали сочинять свои собственные.

В 1958 г. Пол привёл в «Куорримен» своего друга Джорджа Харрисона (George Harrison, 1943—2001), который учился с ним в одной школе, но был на год младше. Джона поначалу смутила юность музыканта, но его техническое мастерство перевесило —Джордж стал соло-гитаристом группы.

Джон, Пол и Джордж составляли основу «Куорримен», остальные же участники группы постоянно менялись. Электрогитар у музыкантов не было, но они уделяли всё меньше внимания скиффлу и всё больше — рок-н-роллу. «Куорримен» постоянно участвовали в многочисленных прослушиваниях и наконец в июле 1959 г. получили приглашение принять участие в телевизионном конкурсе в Манчестере, В то время музыкальные коллективы обычно имели лидера, поэтому перед самым выступлением группа переименовалась в «Джонни Энд Мундогз» (Johnny And The Moondogs — «Джонни и лунные собаки»), «Мундогз» удачно выступили на конкурсе, но в их судьбе решительно ничего не изменилось.

Между тем Джон пригласил в группу своего друга по художественной школе Стюарта Сатклиффа (Stewart Sutcliff, 1940—1962), Стюарт был талантливым художником и незадолго до этого выиграл приз на престижной выставке. На эти деньги по совету Джона была куплена бас-гитара. По воспоминаниям Пола, Споарт совершенно не владел инструментом, а просто «создавал басовый шум». Так или иначе, «Мундогз» приобрели бас-гитариста; постоянного же ударника не удавалось найти ешё целый год.

В августе 1959 г, группу пригласили выступить на открытии ливерпульского молодёжного клуба «Кэзба» (Casbah Coffee Club). Впоследствии они давали здесь концерты регулярно, а на ударных им подыгрывал Пит Бест (Pete Best, родился в 1941 г.), сын владелицы клуба. По выходным группа играла на танцах на окраинах Ливерпуля, где пьяная публика зачастую затевала драки (в одной них был жестоко избит Стюарт).

Вскоре группа очередной раз была переименована. Стараясь выделиться из множества подобных коллективов, Джон придумал название, которое оказалось простым и запоминающимся, — «Битлз» (The Beatles, от beetle — «жук» и beat — «бит», «ритм»). К тому времени музыканты приобрели усилитель, к которому подключали все гитары и единственный микрофон. Скйффл был окончательно забыт.

В мае I960 г. в Ливерпуле состоялось прослушивание местных групп, организованное известным менеджером Ларри Парнзом (Larry Parries). «Битлз» по такому случаю взяли более пышное название: «Лжонни Энд Силвер Битлз» (Johnny And The Silver Beatles — «Лжонни и серебряные „Битлз“»), И поскольку они были единственным коллективом, не требовавшим повышения гонорара, то получили работу.

«Силвер Битлз» от «Битлз»/ The Beatles. Слева направо: Пит Бест / Pete Best, Джордж Харрисон/George Harrison, Джон Леннон / John Lennon, Пол Маккартни /

Paul McCartney

Группа отправилась в свое первое профессиональное турне по Шотландии в качестве аккомпаниаторов певца Лжонни Джентла (Johnny Gentle). Гастроли прошли удачно, но новых предложений от Ларри Парнза не поступило.

Тем временем в Ливерпуле появился Бруно Когамидер (Bruno Koschmi- der), который подыскивал музыкантов для выступления в своих клубах в Гамбурге. В то время этот немецкий город был центром европейской индустрии развлечений. «Битлз» получили приглашение отправиться в Гамбург, Группе пришлось срочно подыскивать ударника, и свой выбор музыканты остановили на Пите Бесте,

В августе Джон, Пол, Джордж, Стюарт и Пит прибыли в Гамбург, где выступали в течение четырёх с половиной месяцев. Если в Ливерпуле концерты группы продолжались не более часа, то в Гамбурге по контракту приходилось выступать по шесть часов подряд каждый день, без выходных. Чтобы произвести впечатление на видавшую виды местную публику, «Битлз» стали играть громче и вести себя на сиене раскованнее, а так как репертуара явно не хватало, начали исполнять импровизированные композиции. Выступления «Битлз» собирали в клубе всё больше посетителей, но в конце года Джордж Харрисон был выслан из страны как несовершеннолетний и не имеющий права работать в ночных заведениях. Вслед за ним пришлось уехать и остальным музыкантам. Однако гастроли в Гамбурге не прошли для «Битлз» даром: из неопытного любительского коллектива они превратились в сыгранную, профессиональную группу,

По возвращении в Ливерпуль «Битлз» возобновили выступления в «Кэзба» и обнаружили, что пользуются популярностью — сказалось возросшее мастерство группы. Кроме того, за время их отсутствия в популярной музыке Великобритании возобладал приглаженный стиль Клиффа Ричарда и его группы «Шэдо- уз». На этом фоне шумные и непосредственные «Битлз» явно выигрывали в глазах молодёжной аудитории. Вскоре группа начала выступать в клубе «Каверн» (The Cavern Club), ранее служившем оплотом джазовым музыкантам. Впоследствии клуб стал легендарным — «Битлз» дали здесь около трёхсот концертов.

В феврале 1961 г. Джорджу исполнилось восемнадцать лет, и «Битлз» вновь отправились в Гамбург. В эту поездку Джон, Пол, Джордж и Пит в гамбургской студии фирмы «Полидор» (Folydor) записали с певцом Тони Шериданом (Tony Sheridan) несколько композиций, две из которых вышли в Германии на сингле. По окончании гастролей Стюарт остался в Гамбурге. Он решил продолжить художественное образование; кроме того, познакомился с местной художницей Ас- трид Кирхерр (Astrid Kirchherr) и собирался на ней жениться. Свой инструмент Стюарт оставил Полу, который с этого момента стал бас-гитаристом группы.

«Битлз» возвратились в Ливерпуль уже в качестве квартета.

Астрид Кирхерр придумала оригинальные причёски «Битлз»; она же сделала первые художественные фотографии группы, обошедшие впоследствии весь мир.

Число их поклонников заметно прибавилось. В июле местная музыкальная газета «Мерси Бит» (Mersey Beat) объявила, что они заняли первое место по популярности среди ливерпульских групп. В августе в Ливерпуле был основан первый клуб поклонников «Битлз», В ближайших планах была новая поездка в Гамбург Всё это свидетельствовало об успехе, но казалось, что группа обречена бегать по кругу: Ливерпуль — Гамбург…

В конце октября в ливерпульский музыкальный магазин «НЭМС» (NEMS, аббревиатура North End Music Stores), принадлежавший Брайану Эпштейну (Brian Epstein, 1935’—1967), вошёл покупатель, спросивший пластинку группы «Битлз», изданную в Германии. Брайан ничего не слышал ни о пластинке,

Джордж Харрисон/George Harrison

Джордж Харрисон навёл справки и с удивлением узнал, что группа эта — британская, более того — ливерпульская и регулярно выступает в двух шагах от его магазина. Эпштейн посетил концерт «Битлз» в клубе «Каверн». Видимо, группа произвела на него сильное впечатление, потому что вскоре был подписан контракт — менеджером группы стал Брайан Эпштейн.

Прежде всего Брайан приступил к поискам звукозаписывающей компании для «Битлз». Это была непростая задача, так как в то время фирмы звукозаписи в Великобритании выпускали всего около десяти пластинок в гол. Причём содержание их было вполне определённым и планировалось заранее: классическая, джазовая и танцевальная музыка, мужской и женский вокал. Тем не менее Эпштейну удалось договориться о прослушивании на фирме «Дек- ка» (Decca), и 1 января 1961 г. состоялась пробная запись в её

Современное здание, имитирующее клуб «Каверн» времён «Битлз».

Джо Леннон

В марте 1969 г. Джон и Йоко заключили брак (через месяц Джон сменил своё второе имя Уинстон на Оно, John Ono Lennon). Это событие молодожёны отметили своеобразными антивоенными акциями, которые провели в отелях разных городов мира. Лёжа в постели, они давали интервью журналистам. 1 июня в гостинице в Монреале (Канада) Джон вместе с присутствовавшими друзьями записал на магнитофон песню «Дайте миру шанс» {Give Peace A Chance). В июле она вышла на сингле и стала гимном антивоенного движения (в то время США вели войну во Вьетнаме, вызывавшую осуждение общественности во всём мире). На обложке пластинки значилась тогда Джон Леннон/John Lennon. ещё не существовавшая группа «Плэстик Оно Бэнд» (Plastic Ono Band; впоследствии в неё входили разные музыканты). В сентябре «Плэстик Оно Бэнд» материализовались в составе: Джон Леннон — вокал и гитара, Йоко Оно — вокал и клавишные, Эрик Клэптон — гитара, Клаус Фоорманн (Klaus Voormann) — бас-гитара, Алан Уайт (Alan White) — ударные. Группа выступила на фестивале в Торонто (Канада), посвящённом борьбе за мир. Здесь был записан концертный альбом (Live At The Star Club In Hamburg).

Джон Леннон обратился к самостоятельному творчеству (правда, не музыкальному, а литературному) задолго до распада «Битлз». В середине 60-х г. вышли его книги «Написано им самим» (In His Own Write, 1964 г.) и «Испанец на заработках» (A Spaniard In The Works, 1965 г.). Он также снялся в фильме Ричарда Лестера «Как я выиграл войну» (How I Won The War, 1967 г.).

В 1968 г. Леннон разошёлся с женой Синтией (они прожили вместе шесть лет; их сын Джулиан стал впоследствии известным поп-музыкантом) и связал жизнь схудожни- цей-авангардисткой Йоко Оно (Yoko Ono, родилась в 1933 г. в Японии). Первые три альбома музыканта, записанные вместе с Йоко, принято считать экспериментальными — они содержат бессвязные возгласы, шумы и музыкальные фрагменты. Дебютный альбом «Два девственника» (Two Virgins, 1968 г.) привлёк внимание публики обложкой, на которой помещена фотография обнажённых Джона и Йоко. Два других (оба вышли в 1969 г.) приобрели только заядлые битломаны.

Peace In Toronto, 1969 г.

В октябре 1969 г. Леннон заявил остальным участникам «Битлз», что уходит из группы. Причиной послужил отказ Маккартни и Харрисона записать его новую песню «Холодная индейка» (Cold Turkey). По их мнению, она была слишком слабой для «Битлз».

В результате композиция вышла на втором сингле «Плэстик Оно Бэнд»; в записи принял участие Ринго Старр. В ноябре того же года Леннон, осуждая военную политику Великобритании, возвратил королеве свой орден «Член Британской империи». В декабре Джон и Йоко организовали в Лондоне концерт «Война закончена (Если ты этого хочешь}» (War Is Over (If You Want It)).

В начале 1970 г. вышел третий сингл «Плэстик Оно Бэнд» — «Растворимая карма» (Instant Karma). А к концу года у Леннона накопилось достаточно новых песен для выпуска первого полноценного альбома. Среди прочих музыкантов в его записи участвовал Ринго Старр. Альбом получил название «Джон Леннон / Плэстик Оно Бэнд» и включал лиричные и откровенные по содержанию композиции: «Мама» (Mother), «Любовь» (Love) идр.

Весной 1971 г. появился очередной сингл Леннона «Власть народу!» (Power То The People). В сентябре того же года музыкант навсегда покинул Великобританию и перебрался в США. В октябре вышел альбом «Представь себе» (Imagine), записанный ещё в Лондоне. Критики и слушатели высоко оценили эту работу (пластинка заняла первое место в хит-парадах Великобритании и США). Особо выделяется заглавная песня — мечта о мире без границ, войн, алчности и голода, где все люди — братья. Но внимание публики привлекла прежде всего другая композиция — «Как ты спишь?» (How Do You Sleep), записанная Ленноном вместе с Джорджем Харрисоном. Это была резкая отповедь Полу Маккартни, своеобразный ответ на его выпад против Джона в одной из песен альбома «Баран» (Ram), Следующий, двойной альбом Леннона «Однажды в Нью-Йорке» (Some Time In New York City, 1972 г.) оказался слишком политизированным по содержанию и успеха не имел.

В 1973 г. Йоко добилась разрешения на постоянное проживание в США, а Джон получил предписание в течение двух месяцев покинуть страну. Формальным основанием для такого решения послужил его арест в 1968 г. за хранение марихуаны, реальной же причиной была общественная деятельность. Так или иначе, но власти вбили клин между супругами. Джон никуда не уехал, однако более чем на год бросил Йоко и всё время беспробудно пил. В этот период были записаны два альбома — «Игры разума» (Mind Games, 1973 г.) и «Стены и мосты» (Wails And Bridges, 1974 г.). Однако они явно уступали диску «Представь себе». Осенью 1974- г. Леннон вместе с Элтоном Джоном выпустил на сингле песню «Что бы ни случилось с тобой ночью» (Whatever Gets You Thru The Night). Пластинка заняла первое место в хит-параде США.

Этот успех помог музыканту выйти из кризиса. Следующий альбом — «Рок-н-ролл» (Rock-N-RolL) — вышел в 1975 г. и представлял собой сборник старых рок-н- роллов. К тому времени Джон вернулся к Йоко. В том же году родился их сын, Шон. Джон решил на время оставить музыкальную деятельность и целиком посвятить себя семье. В 1976 г. он получил долгожданный вид на жительство в США. Джон Леннон и Йоко Оно. _

Леннон вышел из добровольного затворничества летом 1980 г. и приступил вместе с женой к записи альбома «Двойная фантазия» (Double Fantasy). Альбом был выпущен в ноябре. Благодаря запоминающимся мелодиям, изысканным аранжировкам, простым и лиричным текстам он считается вершиной сольного творчества музыканта. Судя по интервью, которые Леннон давал в то время, он был полон планов. Но им не суждено было сбыться.

8 декабря 1980 г. Джон Леннон погиб на пороге своего дома в Нью-Йорке от руки душевнобольного поклонника, сразившего его пятью выстрелами в упор. После смерти Леннона оказалось, что многие его записи не изданы. Они продолжали выходить в течение 80-х г.

«Битлз» / The Beatles. Слева направо: Ринго Старр / Ringo Starr, Пол Маккартни / Paul McCartney, Джордж Харрисон / George Harrison, Джон Леннон / John Lennon.

Через три месяца ответственный за репертуар фирмы Дик Роу (Dick Rowe) сообщил, что звучание «Битлз» оставляет желать лучшего, да и вообще «группы гитаристов выходят из моды». Пока руководство «Аекки» принимало решение, Эпштейн занялся внешним видом и поведением своих подопечных. Он настоял на том, чтобы «Битлз» сменили чёрные кожаные куртки на костюмы, прекратили жевать резинку, курить и болтать на сцене.

11 апреля «Битлз» в очередной раз отправились в Гамбург, где попали на похороны скончавшегося накануне Стюарта Саткдиффа. Стюарт умер от кровоизлияния в мозг — результат давней драки в Ливерпуле. Тем временем Брайан встретился е Джорджем Мартином (George Martin, родился в 1926 г.), руководителем фирмы «Парлофон» (Parlophone Records) — подразделения звуко записывающей компании И-эм-ай (ЕМ1). Мартин дал согласие на пробную запись группы. По окончании гастролей «Битлз» приехали в Лондон, б июня в сту

Джон Леннон/ John Lennon. 1964 г.

На улице Эбби-Роуд (Abbey Road) они записали шесть песен, включая собственные. В конце июля Мартин сообщил, что готов заключить с группой контракт.

Перед «Битлз» открывались широкие перспективы. И первое, что сделали Джон, Пол и Джордж, — исключили Пита Беста из состава группы. Питу об этом сообщил Брайан Эпштейн. Никто из оставшихся в группе музыкантов не объяснил причины этого увольнения, ни тогда, ни позже. Сам же Пит никогда ни на что не жаловался. Его место за ударными занял Ринго Старр (Ringo Starr, настоящие имя и фамилия Ричард Старки, Richard .Starkey, родился в 1940 г). К тому времени Ринго уже несколько лет играл в группе «Рори Сторм Энд Харрикейнз» (ем. статью «Британский бит»). Вместе с группой он бывал на гастролях в Гамбурге, где и познакомился с «Битлз».

19 августа в клубе «Каверн» «Битлз» впервые выступили в новом составе: Джон Леннон — вокал, ритм-гитара и губная гармоника; Пол Маккартни — вокал и бас-гитара; Джордж Харрисон — вокал и соло-гитара; Ринго Старр — ударные. А 4 сентября в Лондоне состоялась запись первого сингла с песнями ‘ Леннона и Маккартни «Люби меня» (Love Me Do) и «Р. S. Я люблю тебя» (Р. S. 1 Love You). Продюсером этой и всех последующих записей «Битлз» стал Джордж Мартин. В конце декабря сингл достиг семнадцатого места в британских списках популярности.

В ноябре и декабре «Битлз» последний раз гастролировали в Гамбурге. В конце ноября они ненадолго вернулись в Лондон для

Авторство всех песен Ажона Леннона и Пола Маккартни в период существования «Битлз» принадлежат! им обоим, независимо от того, сочинили они их вместе или порознь.

Работы над своим вторым синглом

1 декабря выступление «Битлз» в клубе «Стар» (Star Club) в Гамбурге было записано на любительский магнитофон.

Эта загщсь была выпушена в виде концертного альбома (Live At The Star Club In Hamburg, Germany, 1962) в 1977 г, В январе 1963 г. вышел второй сингл группы с песнями Леннона и Маккартни «Пожалуйста, люби меня» (Please, Please Me) и «Спроси меня почему» (Ask Me Why). Через месяц пластинка подг нялась на вершину британского хит-парада. В начале февраля «Битлз» отправились в своё первое турне по Великобритании вместе с юной звездой поп-музыки Хелен Шапиро (Helen Shapiro). Тем временем Джордж Мартин отобрал четырнадцать лучших песен из репертуара группы, в том числе восемь композиций Джона и Пола. «Битлз» прервали гастроли и за десять часов в течение одного дня подготовили весь материал для дебютного альбома. Он был записан практически без технических спецэффектов (лишь однажды использовалось наложение вокала) и сохранил непосредственность концертного исполнения. Мартин выступил не только как продюсер, но и играл на фортепьяно (в дальнейшем его участие в записи в качестве инструменталиста стало традицией). Альбом «Пожалуйста, люби меня» поступил в продажу 22 марта, а в апреле занял верхнюю строчку британского хит-парада и оставался там целых шесть месяцев, уступив позицию лишь следующей пластинке «Битлз». Тогда же был выпущен третий сингл группы с песнями Леннона и Маккартни «От меня к тебе» (From Me То You) и «Спасибо, девушка» (Thank You Girl). Он также оказался на вершине списков популярности.

3 августа «Битлз» в последний раз выступили в клубе «Каверн». Пожалуй, на этом завершается история провинциальной ливерпульской группы, и начинается история легендарных «Битлз».

23 августа вышел четвёртый сингл с песнями «Она любит тебя» (She Loves You) и «Я заполучу тебя» (I’ll Get You). Композиция «Она любит тебя» с повторяющимся в припеве троекратным утверждением «Да, да, да!» (Yeah, yeah, yeah!) стала своеобразным жизнеутверждающим девизом группы. В начале сентября пластинка заняла первое место в хит-параде, а в октябре поставила рекорд по продажам в Англии (более двух миллионов экземпляров).

13 октября «Битлз» впервые дали большой концерт, показанный по телевидению, -— «Воскресный вечер и принцесса Маргарет, пожелавшие после представления познакомиться с участниками группы.

Второй альбом группы вышел 22 ноября под названием «Вместе с “Битлз”» (With The Beatles). На эту пластинку поступило более двухсот пятидесяти тысяч предварительных заказов. Как и первый альбом, она содержала четырнадцать композиций, восемь из которых принадлежали участникам группы, в том числе «Не беспокой меня» (Don’t Bother Me) — авторский дебют Джорджа Харрисона. Он же спел и сыграл партию соло-гитары в рок-н-ролле «Посторонись, Бетховен» (Roll Over Beethoven), который явно выигрывает по сравнению с авторским исполнением Чака Берри, Пластинка заняла первое место в британском хит-параде, а к началу следующего года её тираж уже перевалил за миллион экземпляров. Вопрос, еще недавно беспокоивший прессу: «Останутся ли „Битлз” группой-однодневкой?», отпал сам собой. Подытоживая опросы общественного мнения за гол, журнал «Нью Мьюзикал Экспресс» (New Musical Express) назвал «Битлз» лучшей группой мира.

В лондонском Палладиуме (Sunday Night At The London Palladium)

Пятнадцать миллионов зрителей приникли к телевизионным экранам, а тысячи поклонников запрудили улицы, прилегающие к зданию «Палладиума», в надежде увидеть «Битлз» живьём. Музыкантам пришлось пробираться к машине под охраной полиции. На следующий день на первых полосах газет появились описания истеричной толпы, проиллюстрированные красноречивыми фотографиями. «Дейли Миррор» (Daily Mirror) дала определение происходящему, пустив в оборот слово «битломания». В конце октября «Битлз» отправились в первое зарубежное турне — в Швецию. Тем временем в Лондоне был создан клуб поклонников группы. 4 ноября «Битлз» стали гвоздём программы «Королевского варьете» (Royal Command Variety Performance) в театре принца Уэльского. В числе зрителей присутствовали члены королевской семьи — королева-мать

Между тем в Соединённых Штатах «Битлз» — как, впрочем, и другие британские исполнители популярной музыки до них — по-прежнему успеха не имели. Всё изменилось с выходом сингла с песнями «Я хочу держать тебя за руку» (I Want То Hold Your Hand) и «Я увидел её стоящей там» (1 Saw Her Standing There), который появился на прилавках США в конце года (в Великобритании он вышел раньше).

В середине января 1964 г. пластинка поднялась на первое место в американских списках популярности (всего в мире было продано более тринадцати миллионов экземпляров). Этот успех не был случайным. Динамичная, сложная по структуре и аранжировке композиция «Я хочу держать тебя за руку», возможно, самое оригинальное воплощение композиторского таланта Леннона и Маккартни в тот период. 20 января американская фирма «Кэпитол» (Capitol) выпустила альбом «Встречайте „Битлз’’» (Meet The Beatles), по содержанию частично совпадавший с британской пластинкой «Вместе с „Битлз”». И сингл, и альбом стали «золотыми» в начале февраля.

7 февраля «Битлз» прибыли в США. В аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке их встречали несколько тысяч поклонников. В эту первую американскую поездку «Битлз» дали всего три концерта (два в Нью-Йорке и один в Вашингтоне), причем билетов всем желающим не досталось.

Кроме того, они дважды выступили в телевизионном шоу Эла Салливана (Ed Sullivan Show), собравшем рекордное число зрителей — семьдесят три миллиона. Большую же часть времени участники группы потратили на пресс-конференции и интервью, проявив в ответах журналистам незаурядное чувство юмора. 22 февраля «Битлз» вернулись в Великобританию. Результаты гастролей впечатляли: к концу марта песни «Битлз» занимали одновременно двенадцать позиций в хит-параде американского журнала «Биллборд» (Billboard), в том числе первые пять,

В марте вышел очередной сингл группы с песнями «Любовь нельзя купить» (Can’t Buy Me Love) и «Ты не можешь это сделать» (You Can’t Do That). Пластинка стала бестселлером ещё до появления в продаже. В Великобритании и США на неё поступило три миллиона предварительных заказов.

4 июня «Битлз» отправились в первое крупное заграничное турне (заболевшего Ринго временно заменил ударник Джимми Никол, Jimmy Nicol). Группа посетила Данию, Голландию, Гонконг, Австралию и Новую Зеландию. Эти гастроли стали очередным триумфом группы. Так, в Аделаиде их встречали триста тысяч поклонников.

Новый альбом «Битлз» — «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night, 1964 г.) — впервые включал только собственные композиции Леннона и Маккартни, созданные для одноимённого фильма. Альбом оставался на вершине британского хит-парада двадцать одну неделю, откуда был смещён следующим диском группы,

В том же году состоялось второе американское турне «Битлз». В течение месяца они посетили более двух десятков городов, где дали около тридцати концертов.

По возвращении в Лондон группа приступила к записи альбома «„Битлз” на продажу» (Beatles For Sale). В нем вновь появились популярные американские рок-н-роллы, но преобладали песни Леннона и Маккартни. Альбом вышел в начале декабря и уже через неделю возглавил британский хит-парад.

Всю первую половину 1965 г, «Битлз» занимались съёмками фильма «На помощь!» (Help!) и записью одноимённого альбома.

12 июня королева вручила участникам «Битлз» ордена «Член Британской империи». Это награждение немедленно вызнало бурю негодования со стороны кавалеров ордена, среди которых преобладали консервативно настроенные военные к политики. Некоторые в знак протеста даже возвратили полученные награды. В отвез: премьер- министр Гаром Уилсон назвал себя начале марта 1964 г. «Битлз» приступили к созданию своего первого, чёрно-белого фильма «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night}, пригласив к сотрудничеству режиссёра Ричарда Лестера. А уже в июле того же года состоялась его премьера (на ней присутствовали члены королевской семьи). Действие фильма выглядит хроникой событий, происходящих с группой. Музыканты суетятся, опаздывая на очередной концерт, изобретательно скрываются от преследования сходящих с ума поклонниц и, наконец, выступают перед огромной аудиторией. Однако режиссёр использовал метод, применявшийся в то время исключительно в кино и телерекламе товаров и услуг, — так называемый «рваный», или «острый», монтаж кадров. Таким образом Лестер придал действию мощную динамику, причём особое впечатление производит точное соответствие изобразительного ряда музыке. Фильм имел огромный успех как в Европе, так и в США.

В феврале 1965 г. Лестер взялся за второй, на этот раз цветной фильм с участием «Битлз», под названием «На помощь!» (Help!). Съёмки этой эксцентрической комедии проходили в Англии, Австрии и на Багамских островах. На сей раз Лестеру удалось в ряде сцен вплотную приблизиться к созданию видеоклипов на музыку группы. Картина вышла на экраны в июле того же года и укрепила и без того громадную популярность музыкантов.

В 1967 г. «Битлз» всего за пять дней самостоятельно сняли телевизионный фильм «Волшебное таинственное путешествие» (Magical Mystery Tour). Он не имел ни сценариями какого-либо плана вообще — музыканты просто сели в автобус и отправились в поездку, а камера снимала всё подряд. Критики разнесли фильм В пух И прах.

Участники «Битлз» на съёмках фильма «На помощь!». 1965 г.

Самым же удачным кинематографическим проектом с участием «Битлз» стал полнометражный мультфильм «Жёлтая подводная лодка» (Yellow Submarine), созданный в 1968 г. режиссёром Джорджем Даннингом и художником Хайнцем Эйдельманном. По сюжету «ливерпульская четвёрка» с помощью своей музыки спасает страну Пеп- перленд от захвативших её противных созданий. Если бы Даннинг снимал мультфильм сегодня, то, используя достижения компьютерной графики, он, скорее всего, оставил бы героев «живыми» в рисованном мире. Но и без того картина стала подлинно новаторской, полностью ломающей привычное представление о мультфильме как о развлечении для детей. Мультипликация позволила Даннингу раскрыть свой талант безудержного фантазёра. Картина насыщена яркими, причудливыми образами, нередко загадочными и абсурдными, которые режиссёр вовсе не стремится объяснить. Тем не менее зрелище получилось захватывающее. В 1971 г., по опросу экспертов, «Жёлтая подводная лодка» была названа первым среди десяти «лучших мультфильмов мира».

Последний документальный фильм «Битлз» — «Пусть будет так» (Let It Be) — был снят в 1968 г. во время записи одноимённого альбома. На его премьере в мае 1970 г. никто из членов группы не присутствовал — для них «Битлз» уже не существовало. ■

Орден «Член Британской империи» (Member Of British Empire) учреждён в 1917 i. для награждения «заслуженных верноподданных» британской короны.

Участники «Битлз» с орденами «Член Британской империи».

Пол Маккартни и Джон Леннон на стадионе «Ши» в Нью-Йорке.

Альбом «На помошь!». За исключением двух, композиции в этом альбоме принадлежали участникам группы. Песня, давшая название пластинке, стала первой, написанной Ленноном и Маккартни не на тему любви. Подлинный же шедевр алвбома — песня «Вчера» (Yesterday). Эта медленная лирическая композиция с потрясающе красивой мелодией была сочинена Полом и записана им, по предложению Джорджа Мартина, в сопровождении струнного оркестра (Джон, Джордж, и Ринго. в записи не участвовали).

В августе «Битлз» отправились в очередное турне по США. 15 августа они выступили на стадионе «Ши» (Shea Stadium) в Нью-Йорке; на выступлении присутствовало более пятидесяти пяти тысяч зрителей, Таким образом было, положено начало рок-конпертам для огромной аудитории. К сожалению, аппаратура того времени не обладала ни достаточной мощностью, ни качеством звука для выступлений на стадионах. Кроме того, в целях безопасности музыкантов зрителей отделяли от сцены футбольное поле или бейсбольная площадка. Публика ничего не слышала и почти ничего не видела, но и сами музыканты за шумом трибун не слышали друг друга. В результате они теряли тональность в вокальных партиях, сбивались с ритма и зачастую не могли закончить песню одновременно. Позднее это послужило одним из оснований для «Битлз» прекратить концертную деятельность..

Осенью состоялась запись альбома «Резиновая душа» (Rubber Soul), первого в стереозвучании. Бее композиции этого альбома (как и на последующих пластинках) написаны «Битлз», а в музыкальном плане он впервые воспринимается как единое целое.

Среди вошедших в пластинку песен «Девушка» (Girl) Джона и «Мишель» (Michelle) Пола, возможно, лучшие их произведения о любви. Альбом появился в продаже 3 декабря и сразу же поднялся на первое место в британских списках популярности, В. тот же день началось последнее турне «Битлз» по Великобритании вместе с группой «Муди БЛЮЗ»: (Moody Blues).

Весной 1966 г. началась запись нового альбома «Револьвер» (Revolver). 1 мая состоялось последнее публичное выступление группы «Битлз» в Великобритании на лондонском стадионе «Уэмбли». Музыканты приняли участие в концерте и исполнили всего одну песню — | «Она любит тебя».

Лето 1966 г. прошло в постоянных разъездах. «Битлз» посетили Германию, Японию и Филиппины, а в августе отправились в Америку. За несколько месяцев до этого Джон в интервью газете «Ивнинг Стэн- дард» (Evening Standard) заявил, что I «„Битлз11 теперь популярнее Иису- f са Христа». Это вызвало крайне отрицательную реакцию в США (в консервативных южных штатах даже начали сжигать пластинки группы). Поэтому по приезде в Нью-Йорк Джон выступил, с заявлением, в котором он извинялся за свои слова. Турне по США прошло в спокойной обстановке. 29 августа «Битлз» в последний раз появились перед публикой на концерте в Кэндлстик-парке (Candlestick Park) в Сан-Франниско.

Тем временем вышел альбом «Револьвер» (Revolver), открывший новый этап в творчестве «Битлз». Он отличался от предыдущих студийных работ тем, что большинство вошедших в него композиций не предполагали сценического исполнения. Усложнились как музыка, так и тексты песен, а в записи была использована сложная студийная техника, в том числе различные устройства для преобразования звука. «Битлз» стали «студийной» группой. Песня «Жёлтая подводная лодка» (Yellow Submarine) с этой пластинки предвосхищает психоделическую, тематику, которая будет преобладать в следующем альбоме. Насыщенная звуковыми эффектами композиция создаёт образ замкнутого мирка подводной лодки, пассажиры которой пытаются убежать от повседневности в мир мечты. Однако жестокая действительность никуда не исчезает, и «Битлз» напоминают об этом в песне «Элинор Ригби» (Eleanor Rigby), посвящённой печальной судьбе одиноких пожилых людей. В этой мелодичной композиции в полной мере проявилось мастерство Джорджа Мартина в создании симфонических оркестровок.

8 ноября было официальна объявлено о прекращении «Битлз» концерн» ной деятельности. Для подобного решения накопилось достаточно причин.

Музыка группы изменилась: композиции требовали привлечения дополнительных инструменталистов, использования сложной электронной аппаратуры и уже не могли быть адекватно исполнены на концерте. Однако главным было другое — музыкантам просто надоело делать на сцене одно и то же.

В конце ноября «Битлз», не связанные более гастрольными обязательствами, собрались студии и не спеша приступили : к записи новых песен. В результате только 17 февраля 1967 г. появился с песнями «Пенни-Аейн» Lane) Маккартни и «Земляничные поля навсегда» (Strawberry Fields Forever) Леннона. В «Пенни- (название улицы в Ливерпуле) Пол тоскует о провинциальном уюте города, а мастерская аранжировка Мартина с использованием духо- . вых инструментов подчёркивает ностальгическое настроение этой песни.

«Земляничные поля навсегда» («Земляничное поле» 1— название приюта благотворительной организации «Армия спасения» в Ливерпуле) — философское размышление Джона о жизни. Обе композиции создавались с применением акустических и электронных эффектов и наложением поверх исходных записей дополнительных инструментов. «Битлз» превратили студию в музыкальную лабораторию. Возможно, новаторский характер записи отпугнул слушателей: впервые после «Люби меня» сингл занял второе место в британском хит-параде.

Альбом «Оркестр Шуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band), увидевший свет 1 июня, по праву считается высшим творческим достижением «Битлз». На его запись потребовалось целых семьсот часов студийного времени. Альбом стал первым

ДЖОРДЖ ХАРРИСОН

В 1968 г. Джордж Харрисон создал музыку к фильму «Чудесная стена»

(Wonderwall), большую часть которой он записал в Бомбее с участием местных исполнителей. Звуковая дорожка к фильму вышла в ноябре того же года в качестве дебютного сольного альбома музыканта. В мае 1.969 г. Джорджи Пэтти Харрисона появился его второй альбом «Электронные звуки» {Electronic Sounds);

композиции были исполнены на синтезаторе. В музыкальном плане обе пластинки существенно отличались от стилистики «Битлз»; видимо, поэтому успеха у публики они не имели.

После распада «Битлз» у Харрисона оказалось достаточно материала, чтобы подготовить тройной сольный альбом. Работа над ним заняла полгода, а в студии ему помогали Ринго Старр, Эрик Клэлтон и другие известные музыканты. Альбом «Всё должно пройти» (AllThings Must Pass) появился в ноябре 1970 г. Он опередил по продажам выпущенные в том же году сольные альбомы остальных бывших участников «Битлз» вместе взятые и единственный из них получил «золото». Песня с этой пластинки «Мой светлый Бог» (Му Sweet Lord) возглавила хит-парады США и Великобритании.

В августе 1971 г. Джордж Харрисон вместе с Рави Шанкаром организовал в Нью-Йорке два благотворительных концерта в пользу недавно добившегося независимости государства Бангладеш (бывший Восточный Пакистан).

В этой акции приняли участие многие известные музыканты, а её запись вышла на тройном концертном альбоме (The Concert For Bangla Desh, музыкантов из этой страны. Осенью 1966 г. Джордж отправился в Индию, где брал уроки игры на ситаре (струнный щипковый инструмент) у Рави Шанкара. Правда, овладеть этим инструментом в совершенстве ему так и не удалось. Под влиянием Харрисона остальные участники «Битлз» также заинтересовались индийской культурой. В августе 1967 г. музыканты познакомились в Великобритании со знаменитым гуру (наставник религиозной общины) Махариши Махеш Йоги, а в начале следующего года побывали у него в гостях в Индии.

есни Джорджа Харрисона составляют небольшую часть наследия «Битлз», но они ничуть не уступают произведениям ведущих композиторов группы — Леннона и Маккартни. Достаточно упомянуть композиции «Пока моя гитара тихо плачет» из «Белого альбома» и «Что-то» (Something) с диска «Монастырская дорога».

На творчество Харрисона значительно повлияло его увлечение философией и музыкой Индии. Первым из европейских рок-музыкантов он начал использовать индийские инструменты и привлекать к записи песен

В 1973 г. был выпущен сингл с песней «Дай мне любовь» (Give Me Love); впоследствии она вошла в следующий альбом Харрисона — «Живя в материальном мире»

{Living In The Material World, 1973 г.). Сингл возглавил американский хит-парад, альбом также пользовался успехом.

Затем Джорджа начали преследовать неудачи. В октябре 1974 г. его жена Пэтти, с ко торой они прожили восемь лет, ушла к Эрику Клэптону, Гастроли, состоявшиеся той же осенью, провалились (публика ожидала от Джорджа песен «Битлз», а он исполнял новый репертуар). В результате Харрисон надолго отказался от выступлений.

Два очередных альбома (1974 и 1975 г.) получили отрицательные отзывы критики и практически не раскупались. В довершение ко всему было доказано, что песня «Мой светлый Бог» содержит заимствования из композиции «Он так хорош» (He’s So Fine) американского музыканта Роналда Мэка (Ronald Mack}, которая получила известность в исполнении американской группы «Чиффонз» (The Chiffons). По решению суда Джордж был признан виновным в «непреднамеренном плагиате» и приговорён к штрафу в размере полумиллиона долларов.

В 1976 г. Харрисон сумел реабилитировать себя удачным альбомом «Тридцать три и одна треть» (Thirty Three And 1/3). Он стал первой пластинкой музыканта, вышедшей на его собственной фирме звукозаписи «Дарк Хоре» (Dark Horse). На следующий год появился сборник лучших песен Джорджа Харрисона (The Best OF George Harrison). Два очередных альбома — «Джордж Харрисон» (1979 г.) и «Где-то в Англии» (Somewhere In England, 1981 г.) — встретили тёплый приём как у критики, так и у публики. Последний альбом приблизился к традициям музыки «Битлз» и включает песню «Все эти прошедшие годы» (АН Those Years Ago), в записи которой приняли участие Пол Маккартни и Ринга Старр. Следующий альбом (1982 г.) выдержан в том же стиле, но значительно уступает предыдущим- Затем в течение пяти лет Харрисон занимался делами основанной им киностудии «Хэндмейд Филмз»

(Handmade Films.) писал музыку для кино

В 1987 г. Джордж выпустил свой наиболее удачный альбом 80-х г. «Высшее блаженство» (Cloud Nine). В работе над пластинкой ему помогал лидер группы «Электрик Лайт Оркестра»

Джефф Линн (Jeff Lynn), выступивший сопродюсером, а также Ринго Старр, Эрик Клэптон, Элтон Джон идр. Песня из этого альбома «Мои мысли только о тебе» (Got Му Mind Set On You), вышедшая на сингле, заняла первое место в списках популярности США и второе — в Великобритании. На следующий год Джордж вместе с Джеффом Линном, американскими музыкантами Томом Петти (Tom Petty), Роем Орбисоном (Roy Orbison) и Бобом Диланом образовали студийную группу «Тревеллинг Уилбериз»

(The Travelling WiLburys). Они записали альбом «Странствующие Уилбери: том первый»

(The Travelling Wilburys: Volume One, 1988 г.), включающий песни каждого из участников группы. Эта пластинка пользовалась большим успехом, омрачённым, к сожалению, смертью Орбисона в конце 1988 г.

В 1991 г. Джордж совершил первое после семнадцатилетнего перерыва турне, в котором ему аккомпанировал Эрик Клэлтон со своей группой. В последующие годы он практически отошёл от музыкальной деятельности. В ноябре 2001 г. в Лос-Анджелесе Джордж Харрисон скончался от рака.

Концептуальным произведением в рок- музыке — объединённым общей идеей как по содержанию, так и по оформлению. Суть этой идеи, придуманной Полом, была проста и сводилась к тому, что вместо «Битлз» на пластинке играет «Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». Это позволило музыкантам взглянуть со стороны на своё творчество и создать совершенно оригинальные композиции. Наибольшее впечатление производит занимающая почти всю вторую сторону диска песня «День в жизни» (A Day In The Life), в записи которой принял участие симфонический оркестр из сорока музыкантов. Содержание композиций этого альбома принято трактовать в русле модного в те годы увлечения психоделиками. Так, в названии песни «Люси в небе с алмазами» (Lucy In The Sky With Diamonds) видели аббревиатуру ЛСД , однако «Битлз» отвергали подобное объяснение. Тем не менее компания Би-би-си (ВВС) запретила трансляцию песен «День в жизни» и «Люси в небе с алмазами» по радио. На обложке альбома участники группы представлены одетыми в форму «Оркестра Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» в окружении многочисленных деятелей политики, искусства, спорта и т.д.

В середине июня «Битлз» записали песню «Всё, что тебе нужно, — это любовь» (All You Need Is Love). 25 июня композиция прозвучала в эфире телевизионной программы «Наш мир» (Our World), которая транс- с помощью спутниковой связи из студии на Эбби-Роуд на двадцать четыре страны. Её увидели четыреста телезрителей во всём мире. 27 августа от чрезмерной дозы умер Брайан Эпштейн. Ещё при его жизни была создана компания «Эппл» (Apple Records), которая теперь превратилась в корпорацию, призванную обеспе- v нить группе финансовую независимость. 30 августа «Эппл» выпустила сингл с песней Пола Маккартни «Эй, Джуд» (Hey Jude). К концу года она разошлась тиражом шесть миллионов экземпляров, возглавив хит-парады по всему миру.

Авторский вклад Ринго Старра / Ringo Starr в творчество «Битлз» скромен: песня «Не проходи мимо» (Don’t Pass Me By), записанная на «Белом альбоме», и песня «Сад осьминогов» (Octopus Garden) из альбома «Монастырская дорога». Однако Ринго не только играл на ударных, но и пел в композициях, написанных специально для него Ленноном и Маккартни. Среди них — «Желтая подводная лодка», «С небольшой помошыо моих друзей» (With A Little Help From Му Friends) и др. После распада «Битлз» Ринго обратился к сольной музыкальной деятельности, в которой ему помогали чуть ли не все ведущие рок-музыканты мира — от бывших партнёров по «Битлз» до Оззи Осборна (см. дополнительный очерк «Оззи Осборн»), Наибольшей популярностью пользовались альбомы Ринго 1973—1977 г. Неменыиий успех принесла ему карьера киноактёра и ведущего телевизионных программ. Ринго Старр — единственный участник «Битлз», побывавший на гастролях в России (1998 г.).

В ноябре 1968 г. появился очередной альбом «Битлз». В отличие от предыдущих пластинок, которые выпускались в красочных обложках, этот двойной альбом был упакован в простой белый конверт. Даже написанное выпуклым шрифтом на титульной стороне слово «Битлз» было тоже белого цвета. «Белый альбом» стал первым свидетельством приближающегося распада группы. С самого начала работы нал ним музыканты отошли от традиции не только писать, но и записывать песни совместно. В результате каждая из песен по отдельности производит лучшее впечатление, чем альбом в целом. Особо стоит отметить композицию Джорджа Харрисона «Пока моя гитара тихо плачет» (While Му Guitar Gently Weeps) с выразительным соло на гитаре, исполненным Эриком Клэнтоном.

В январе 1969 г. началась запись очередного альбома «Пусть будет так» (Let It Be) и съемки одноимённого документального фильма. Тогда же состоялся и самый последний концерт «Битлз». 30 января группа исполнила на крыше здания фирмы «Эппл» несколько новых песен. Предположительно и альбом, и фильм должны были продемонстрировать былое единство «Битлз», но показали совсем другое — отношения между участниками группы испортились, Запись альбома была закончена в мае, однако в продаже он появился лишь через гол: музыканты потеряли интерес к работе, и его выпуск подготовил американский продюсер Фил Спектор (Phil Specter).

3 февраля Аллен Клейн (Allen Klein), ранее сотрудничавший с «Рол – линг Стоунз», стал менеджером «Битлз». Это произошло вопреки сопротивлению Пола, но при согласии трех остальных участников группы и послужило в дальнейшем главной причиной ее распада.

В сентябре вышел последний альбом «Битлз» — «Монастырская дорога» (Abbey Road). Музыканты, видимо, предчувствовали, что на этом их совместная работа завершится, поэтому пластинка, по мнению критики й слушателей, получилась очень удачной,

10 апреля 1970 г. Пол заявил о выходе из состава «Битлз». Это означало распад группы. 8 мая в продаже наконец появился альбом «Пусть будет так». А 30 декабря Пол Маккартни открыл судебное разбирательство против остальных «Битлз».

В то время казалось, что музыканты больше никогда не соберутся вместе. Однако в 1995 г., уже после смерти Джона. Пол, Джордж и Ринго встретились, для того чтобы записать новые песни. Основой для них послужили фонограммы Джона с его вокалом и партиями фортепьяно, на которые были наложены остальные инструменты й дополнительные вокальные партии. Так появились композиции «Свободный, как птица» (Free As A Bird) и «Настоящая любовь» (Real Love).

Они были выпущены на синглах и вошли в сборники под названием «Антология»

(Anthology), первый из которых появился в 1995 г., а второй и третий — в 1996 г.

Эпоха «Битлз» осталась позади. В Ливерпуле именами музыкантов названы улицы и плошали, открыт музей группы, всем четверым присвоены звания почётных жителей города.

Но самая лучшая память о «Битлз» — их пластинки. Миллионы людей во всём мире до сих пор продолжают слушать, их песни, хотя с момента распада группы прошло уже более трёх десятилетий.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ НА НАШЕМ САЙТЕ:
Добавить комментарий