waggy.ru

Опубликовано: 26.04.2023

Автор: Ольга Светлова

Луи Армстронг

Луи Армстронг

Для миллионов слушателей всего мира американский трубач, певец и композитор Луи Армстронг (1898 или 1900— 1971) олицетворяет джаз. Не случайно его почтительно называли «мистер Джаз».

Армстронг родился в колыбели джаза — Новом Орлеане. Своим днём рождения он считал 4 июля 1900 г., но эту дату исследователи ставят под сомнение. Вероятно, год Армстронг назвал в 1917 г., чтобы избежать призыва в армию (тогда США вступили в Первую мировую войну). День 4 июля (День независимости США) столь же маловероятен: просто у афроамериканцев считается престижным родиться в какой-либо праздник. В детстве круглолицый, улыбчивый Луи получил прозвище Сэчмо (Satchmo, от satchelmouth — «сумчатый рот»), которое сохранилось за ним на всю жизнь.

Будущий музыкант вырос в бедной, неблагополучной семье. Отец бросил семью, когда сыну было пять лет. Его мать, прачка, для дополнительного заработка занималась проституцией. Армстронг научился играть на корнете в исправительном доме для малолетних преступников: сюда он попал за то, что в новогоднюю ночь 1913 г. палил из пистолета, принадлежавшего очередному приятелю матери.

Вернувшись домой, Армстронг пробавлялся случайными заработками, а на досуге играл в любительских ансамблях. Молодого исполнителя заметил знаменитый в городе джазовый музыкант Джо Оливер, «Что за парень был Оливер, — вспоминал позже Армстронг. — И как он играл на корнете! Я был ошеломлен и очарован..,» Сэчмо во всём старался подражать своему кумиру и старательно копировал его манеру игры.

Именно Оливер, сам не умевший читать ноты, убедил Армстронга овладеть нотной грамотой, В 1918 г. Джо Оливер переехал в Чикаго, а на освободившееся место корнетиста в оркестре, где до этого играл сам, порекомендовал своего молодого друга. Так Армстронг превратился в профессионального музыканта.

В 1922 г. Оливер пригласил Армстронга стать вторым корнетистом в своём оркестре «Креол Джаз Бэнл» (Creole Jazz Band). Тот принял приглашение и переехал в Чикаго. В 1924 г. Армстронг женился на пианистке Лил Хардин (LLl Hardin). Она убедила мужа уйти из оркестра — чтобы не оставаться на вторых ролях. Армстронг перебрался в Нью-Йорк. Здесь он выступал с оркестром Флетчера Хендерсона и сменил корнет на трубу.

С середины 20-х гг, Армстронг начал записываться с собственными студийными ансамблями. Самые известные коллективы — «Хот Файв» (Hoi Five — «Горячая пятёрка») и «Хот Севен» (Hot Seven — «Горячая семёрка), образованные соответственно в 1925 и 1927 гг. В этот период Армстронг работал со многими известными исполнителями и коллективами в Чикаго, Нью-Йорке, Калифорнии.

К началу 30-х гг. Армстронг достиг вершины славы, Он гастролировал по Европе, постоянно участвовал в радиопрограммах и театральных постановках, снимался в кино. Если музыканта .спрашивали о причинах успеха, он отвечал: «Я и моя труба, мы хорошо знаем друг друга. Мы знаем, на что мы способны. Когда я играю, я и труба — одно целое». Продолжая выступать как инструменталист, Армстронг стал больше петь. Характерный тёплый, хрипловатый тембр его голоса узнавали во всём мире.

За свою творческую жизнь Луи Армстронг сделал так много записей, что перечислить все не представляется возможным. Среди прочих — совместные работы с Джо Оливером (1923 г.), Ма Рейни и Бесси Смит (1924 г.), Флетчером Хендерсоном (1926 г.), Сиднеем Беше (1926 и 1946 гг.), Бингом Кросби (1946 г.), Эллой Фицджералд (1946 и 1956 гг.). Пластинки Армстронга часто становились бестселлерами. Наиболее яркие примеры — всемирный успех песен «Мэкки Нож» (Mack The Knife) из «Трёхгрошовой оперы» (1928 г.) Курта Вайля и Бертольта Брехта и «Хелло, Долли!» (Hello, Dolly!, 1964 г.) из одноимённого мюзикла Джерри Хермана. Последняя заняла первое место в хит-парадах, потеснив даже «Битлз». При этом Армстронг обладал талантом, способным удовлетворить вкусы любой аудитории. Его композиции занимали высшие строчки списков популярности как в категории «джаз», так и в категории «поп-музыка».

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ НА НАШЕМ САЙТЕ:
Добавить комментарий